Детский организм обладает особой пластичностью, хрупкостью и податливостью, поэтому многие проблемы со здоровьем начинаются еще в дошкольном и раннем школьном возрасте. Маленькие пациенты могут страдать от нарушений осанки, лишнего веса, врожденных аномалий опорно-двигательного аппарата, головных болей напряжения, нарушений пищеварения, дыхания. Незрелость нервной системы также может стать причиной таких проблем, как мигрени, нарушения сердечного ритма, бессонница, хроническая усталость, нервозность, плаксивость. Часто родители младших школьников отмечают, что ребенок трудно засыпает, с трудом встает по утрам, плохо ест, кажется вялым, апатичным или раздражительным, сутулится, много времени проводит с телефоном или планшетом, отказывается от прогулок. Нездоровый образ жизни, связанный с малоподвижностью, увлечением гаджетами, неправильным питанием, ношением тяжелого рюкзака, постоянной нервозностью приводит к появлению болезней, которые остаются с человеком навсегда.
Детское здоровье является приоритетом для родителей, педиатров, педагогов, поскольку заложенные в детском возрасте особенности крайне сложно исправить. Для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, крепким, сильным, выносливым, необходимо уделять большое внимание его физическому развитию. Двигательная активность для малыша является основной потребностью, поскольку не только помогает сформировать гибкий и сильный опорно-двигательный аппарат, но и позволяет совершенствоваться нервной системе, служит своеобразным регулятором всех происходящих в организме процессов.
Основой здорового образа жизни в детском возрасте являются занятия лечебной физкультурой, которые показаны как совершенно здоровым детям, так и малышам с хроническими заболеваниями или предпосылками к их появлению.
Цели ЛФК в детском возрасте:
-
Укрепление мышц и связок
-
Активация обменных процессов
-
Нормализация веса
-
Формирование правильных двигательных стереотипов, осанки и походки
-
Стабилизация работы парасимпатической и симпатической нервной системы
-
Формирование новых нейронных связей
-
Развитие гибкости, силы, выносливости
-
Улучшение общей и мелкой моторики, координации движений
-
Достижение расслабления, успокоения, формирование позитивного эмоционального фона
-
Улучшение сна и аппетита
-
Улучшение социального взаимодействия
-
Получение возможности проработки эмоций и чувств, «сброса» напряжения
-
Укрепление иммунитета и повышение защитных сил организма
Занятия ЛФК для детей достаточно сильно отличаются от занятия для взрослых пациентов. В первую очередь вся программа тренировок должна быть построена на игровых и сюрпризных моментах, т. к. детям сложно долгое время удерживать произвольное внимание на том, что им не интересно. Инструктор ЛФК должен использовать различные стихи, прибаутки, песенки, потешки, создавать ситуации, имитирующие соревнования, «иллюстрацию» сказок и рассказов. Дети очень любят различные подвижные игры, эстафеты, танцевальные элементы. Маленькие пациенты, как правило, очень хорошо чувствуют отношение к себе, поэтому инструктору крайне важно всегда сохранять положительный настрой, хорошее настроение, оставаться благожелательным, вежливым и позитивным. От того, какая атмосфера сложится в группе, во многом будет зависеть успех лечения и реабилитации.
Для детей важно точно подобрать уровень нагрузки, ориентируясь не только на их календарный возраст, но и на рост, вес, особенности строения. Кости и суставы малышей, особенно дошкольного возраста, еще очень пластичны, их легко повредить и травмировать, поэтому нагрузки должны быть посильными, безопасными и комфортными. Маленькие пациенты обычно не могут терпеть дискомфорт, для них мышечная боль или небольшая травма могут стать препятствием для дальнейшего посещения занятий, особенно это касается впечатлительных, тревожных и робких детишек.
Во время занятия инструктор может предложить детям как общие упражнения, направленные на укрепление всего организма, так и специальные, связанные с непосредственной проблемой. Упражнения могут быть как активными (ребенок сам выполняет движения), так и пассивными. Пассивные упражнения особенно актуальны для младенцев и детей в возрасте до трех лет, а также для малышей, реабилитирующихся после травм и тяжелых болезней.
Перед тем, как приступить к занятия лечебной физкультурой, ребенок должен быть обследован специалистами. ЛФК под запретом для малышей с онкологическими заболеваниями, болезнями крови, пороках сердца. Диспластические изменения тканей, врожденные пороки развития, неврологические заболевания, недоношенность и генетические аномалии также являются факторами риска, поэтому к пациентам с такими диагнозами подход должен быть строго индивидуальным.
Правила ЛФК для детей:
-
Занятия проводятся только по назначению врача и под контролем профессионального инструктора
-
Нагрузка должна возрастать постепенно
-
Заниматься необходимо регулярно, 2-3 раза в неделю
-
Не стоит давать ребенку еду за час до занятия и в течение часа после
-
Во время занятия малыш не должен быть сонным, голодным, уставшим
-
Важно встроить занятия в график ребенка так, чтобы ему было комфортно
-
Ребенка нельзя заставлять заниматься через силу, важно искренне увлечь его, заинтересовать
-
Занятие обязательно должно начинаться с разминки и заканчиваться заминкой
-
Важно следить за дыханием малыша во время занятий
Запишитесь на пробное занятие (Тренажер Правило / Массаж / ЛФК) по телефону 8 (977) 439-11-24.
Разминочный комплекс ЛФК для детей:
1. Ходьба на месте в течение 1-2 минут
2. Ходьба с высоким подниманием колена 1-2 минуты
3. Легкий бег 1-2 минуты
4. Вращение в суставах ног стоя по 15-20 раз
5. Вращение в суставах рук стоя по 15-20 раз
6. Вращение головой стоя 10-15 раз
7. Подъемы рук в положении стоя 10-15 раз
8. Наклоны в стороны из положения стоя с руками на поясе 8-10 раз
Основной комплекс ЛФК для детей:
1. Лежа на спине, поднять вверх гимнастическую палку на прямы руках, поднять ноги и завести их за палку, повторить 10-15 раз.
2. Лежа на спине, поднять вверх прямые ноги и описывать ими в воздухе любые фигуры, буквы, цифры или предметы в течение 30-60 секунд.
3. Лежа на животе, имитировать плавание в разном темпе в течение 1-2 минут.
4. Стоя на четвереньках, передвигаться, «шагая» разноименной рукой и ногой, в течение 1-2 минут.
5. Стоя с ногами на ширине плеч, соединять перед грудью локоть правой руки с коленом левой, затем наоборот, в течение 1-2 минут.
6. Стоя с ногами на ширине плеч, поворачивать корпус тела вправо, затем влево, удерживая руки перед грудью, в течение 1-2 минут.
7. Стоя бросать мяч в корзину с небольшого расстояния 10-15 раз.
8. Шагать по комнате с определенной скоростью, которую задает тренер, в течение 2-3 минут.
9. Стоя с ногами на ширине плеч, наклонить корпус тела и пытаться достать до стопы то одной, то другой рукой, в течение 1-2 минут.
10. Лежа на спине, ползти, отталкиваясь от пола ногами, в течение 1-2 минут.
11. Лежа на животе, ползти по-пластунски, в течение 1-2 минут.
12. Лежа на спине, начать катиться по полу, «как бревнышко» в течение 1-2 минут.
Заминочный комплекс ЛФК:
1. Стоя ровно, на вдохе поднять вверх прямые руки, на выдохе опустить, повторить 7-10 раз.
2. В том же положении на вдохе надуть живот «шариком», на выдохе – сдуть, повторить 5-7 раз.
3. В любом положении начать громко петь звук «А-аа», постепенно понижать громкость голоса до полной тишины.
Во время занятия важно не просто давать ребенку инструкцию, а создавать игровую ситуацию, подходящую для упражнения. Например, можно плыть как лягушка, потом как рыбка, как черепашка, ползти, как гусеничка, как червячок и т. д. Чем красочнее и интереснее будут задания, тем с большим удовольствие малыш будет их выполнять. Для каждого упражнения важно также подобрать музыкальное сопровождение. За любое выполненное действие ребенка следует хвалить и подбадривать, т. к. именно положительное отношение взрослого является основной мотивацией для малыша.